пн-пт 8.30 - 18.00 сб-вс — выходной
Декабрь бьет рекорды по продажам новых авто в Беларуси
В декабре 2023 года продажи новых автомобилей в Республике Беларусь продолжили свой рост. По данным компаний, входящих в состав БАА, суммарные продажи легковых автомобилей и легкой коммерческой техники достигли 3480 автомобилей (в ноябре – 3057). Более того, данный результат вдвое превышает аналогичный показатель декабря 2022 года (+107%). Более того, вышеуказанная статистика продаж демонстрирует лучшие показатели в абсолютном выражении по количеству проданных машин за период 2022-2023 гг. Объем продаж новых легковых автомобилей в декабре 2023 года составляет 2907 штук или 83,5% рынка. Оставшиеся 16,5% приходятся на легкую коммерческую технику – 573 автомобиля. Основные причины роста продаж новых автомобилей: - продажи новых автомобилей Geely (белорусской сборки), число которых впервые превысило отметку в 2000 машин (2076 шт.). В итоге в декабрьских продажах доля продукции СЗАО «БЕЛДЖИ» составила свыше 71% рынка новых легковых автомобилей; - рекордные объемы продаж коммерческих автомобилей ГАЗ в количестве 445 машин; - продолжение роста китайских марок, в стране уже работает 11 официально представленных в Беларуси брендов, с продажами, превысившими 400 машин за месяц. В данный статистический отчет не вошли продажи по "параллельному импорту", а также пригнанные физическими лицами новые "ласточки" с Европы и ЕАЭС. Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
В 2023 году в мире продано более 90 млн. автомобилей
По данным консалтинговой компании LMC Automotive мировой авторынок в 2023 году увеличился на 11,1% до 90 млн 079 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Абсолютным лидером по продажам автомобилей в прошлом году остается Китай с рекордным показателем в 29 млн 633 тыс. машин (+10,8%). Как отмечают эксперты, дополнительным толчком высоких продаж в прошлом году стали агрессивные скидки от автопроизводителей и дилеров, однако «ценовые войны» и замедление экономики вызывают беспокойство относительно дальнейших перспектив рынка. В Америке было реализовано почти в 2 раза меньше чем в Китае. Всего 15 млн 558 тыс. автомобилей – тем не менее это на 12,9% больше, чем годом ранее. Автомобильные рынки стран Западной Европы в 2023 году составили 13 млн 255 тыс. машин (+14,1%). Продажи автомобилей в странах Восточной Европы увеличились на 34,9% до 3 млн 985 тыс. единиц. Восстановлению спроса в этом регионе способствует улучшение поставок, которые были нарушены из-за ситуации вокруг Украины. В Южной Америке местные дилеры реализовали 2 млн 602 тыс. автомобилей, что на 11,2% больше по сравнению с 2022 годом. Среди крупнейших мировых авторынков стоит также упомянуть Японию (4 млн 745 тыс. шт., +13,9%), Корею (1 млн 712 тыс. шт., +3,4%) и Канаду (1 млн 695 тыс. шт., +9,2%). Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
Что будет с параллельным импортом 1 февраля?
Если действующие правила параллельного импорта не продлят, то с 1 февраля 2024 года упрощенная схема легализации единичных машин через ЗОЕТС (заключение о единичном транспортном средстве) перестанет действовать для юридических лиц. При этом параллельный импорт физлицам существенно ограничили еще в августе прошлого года за счет регулировки утильсборов. В конце марта 2022 года правительство России легализовало параллельный импорт для удовлетворения спроса на востребованные зарубежные товары, в том числе и на автомобили. Однако с 1 октября 2023-го правила ввоза иномарок по параллельному импорту были изменены – теперь автомобили брендов, официально представленных в нашей стране, можно купить только у официальных дилеров. В результате доля продаж новых легковых машин, ввезенных по параллельному импорту, начала снижаться. Так, в декабре 2023 года из всех реализованных автомобилей лишь 8% пришлось на те, что были ввезены альтернативным путем. Для сравнения: в октябре они занимали 11%. Даже год назад, в декабре 2022-го, она была выше (10%). По мнению многих экспертов доля альтернативного импорта будет и дальше сокращаться. Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
Гибридам и электромобилям из КНР усложнили сертификацию
Согласно постановлению правительства РФ от 31 января 2024 года № 76 модели гибридов и электрокаров, которые не указаны в перечне брендов, разрешенных к параллельному импорту, теперь должны сертифицироваться в рамках ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Действовавший прежде упрощенный порядок больше на них распространяться не будет. В пресс-службе Минпромторга сообщили, в рамках этого механизма выдается документ, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям данного регламента — «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС). Действовавший с 2022 года упрощенный порядок с получением «Заключения об оценке единичного транспортного средства» (ЗОЭТС) теперь распространяется только на «бренды, которые прекратили официальные поставки в Россию и указаны в перечне товаров, разрешенных для параллельного импорта». Такой механизм будет действовать до конца 2027 года. Срок оформления и стоимость ОТТС определяют разные факторы. Многое зависит от того, какие документы на первоначальном этапе есть у изготовителя, является ли компания уже представителем автопроизводителя с полномочиями на оценку соответствия продукции, требуется ли проведение полной сертификации и т. д. В итоге сроки получения ОТТС могут варьироваться от 2,5 до 12 месяцев и стоить от 4 до 15 млн рублей. Для физических лиц упрощенная схема с оформлением СБКТС по-прежнему действует в отношении «любых ввезенных из-за границы автомобилей». Вопрос лишь в дальнейшем гарантийном и сервисном обслуживании, что, наверняка, будет затруднительно. Некоторые эксперты убеждены, что новые правила позволят сделать рынок гибридов и электрокаров более цивилизованным, но предупреждают о риске роста популярности «серых» схем. Дилеры прогнозируют рост цен на китайские гибриды и электрокары. Однако в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) не предвидят существенных изменений на рынке в связи новыми требованиями по сертификации. Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
В ЕАЭС к 1 апреля появится Единая система управления рисками.
Правительство Российской Федерации уточнило процедуру расчета размера платежа за ввоз автомобилей в Россию из стран ЕАЭС. Теперь недоплаченную пошлину за ввоз автомобиля из стран объединения на территорию РФ будут взимать в составе утилизационного сбора. Для автомобилей с электрическим двигателем, ввозимых из стран ЕАЭС, выработано обязательное требование проведения процедуры растаможивания на территории России. Новые правила вступят в силу с 1 апреля 2024 г. - Для граждан и компаний, ввозящих автомобили из стран ЕАЭС и растаможивающих транспорт непосредственно в России, никаких изменений не предусматривается. - Корректность расчёта утилизационного сбора будет контролировать Федеральная таможенная служба. Начисление неуплаченных налогов и сборов для последующей уплаты в составе утилизационного сбора будет проводиться по формуле, утверждённой постановлением Правительства РФ №152 от 13 февраля 2024 года. Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
Официально опубликован Указ от 16.02.2024 № 55.
22 февраля на Национальном правовом интернет-портале официально опубликован Указ от 16.02.2024 № 55. Таким образом, теперь известно, когда станут актуальны новшества, касающиеся увеличения срока действия водительского удостоверения, и другие изменения, важные для отечественных автомобилистов. Большая часть положений документа вступит в силу через месяц после его официального опубликования, то есть в конце марта. Напомним, согласно нововведениям, срок действия водительского удостверения увеличивается с 10 до 20 лет. Кроме того, для транспортных средств (легковых, грузовых авто, прицепов, мотоциклов и др.), с года выпуска которых прошло менее 3 лет, разрешение на участие в дорожном движении будут выдавать на 3 года. При выдаче «дозвола» больше не потребуются права и страховое свидетельство. Также уменьшается срок регистрации транспорта в ГАИ с 10 до 7 дней. Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
В 2023 году во всех странах ЕАЭС выросла зарплата
Среднемесячная номинальная и реальная (скорректированная на индекс потребительских цен на товары и услуги) заработная плата в январе – декабре 2023 года по сравнению с соответствующим периодом 2022 года увеличилась во всех государствах Евразийского экономического союза. Самые высокие темпы роста среднемесячной реальной заработной платы зафиксированы в Армении (112,4%) и Беларуси (111%). Размер среднемесячной номинальной зарплаты составил: в Армении – 270 тысяч армянских драмов (688 долларов США), в Беларуси – 1,9 тысячи белорусских рублей (634 доллара США), в Казахстане – 360,8 тысячи тенге (791 доллар США), в Кыргызстане – 33,3 тысячи сомов (379 долларов США), в России – 73,7 тысячи российских рублей (871 доллар США). Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
Страховщики жалуются на рост цен запчастей
Российские страховщики жалуются, что не справляются с ростом цен на автозапчасти в рамках урегулирования убытков по ОСАГО и автокаско. Похожие проблемы и у белорусских страховщиков. Однако пока только Росгосстрах первым и единственным сумел посчитать, на сколько с января 2022-го по январь 2024-го выросли в цене запасные детали из "аварийного набора" (лобовые стекла, фары, бампера, крылья, капот), которые идут под замену практически всегда после ДТП: Mercedes Benz – на 94,2%; Skoda – 83,5%; BMW - 75,3%; Chery – 69,9%; Nissan – 65,9%; Geely – 63,7%; Exeed – 53,8%; Changan – 50,6%; Toyota и Lexus – на 40%; Haval – 36,6%; KIA – 34,6%; Hyundai – 33,8%; ВАЗ/Lada – 29,9%.Но есть и отдельные "запчасти-чемпионы" по росту цен. Например, Nissan Terrano с рекордным ростом в 280% за переднюю левую фару. Или капот для Mercedes Benz GLK-Klasse, который вырос в цене на 169,8%. У отдельных моделей KIA тоже не все прекрасно: вот лобовое стекло на KIA Sportage подорожало за два года всего на 160%, а у Skoda задний бампер на Rapid – на 125,5%. Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
Индивидуальные номерные знаки в Минске
Оказывается "понтовые" автомобильные номера пользуются спросом в Беларуси. По данным МРО ГАИ только в 2023 году 351 человек заказал индивидуальные номерные знаки в Минске. Стоимость данной услуги - 60 базовых величин. Как отмечается, за 2220 рублей (60 базовых в 2023 г.) по желанию водителя подбирается определенная комбинация цифр и букв, причем не только текущей серии. Номера под заказ изготавливаются в течение нескольких дней. Можно купить номера и за 10 базовых (400 рублей сегодня). Во столько обойдется подбор регистрационных знаков желаемой комбинации цифр и букв (при их наличии) из текущей серии. В 2023 году такой возможностью воспользовались 2474 столичных автовладельца. Напомним, стандартные номера (без выбора) стоят 2 базовые величины. Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
Продажи автомобилей в Беларуси увеличились
За прошедшую неделю белорусский рубль второй раз подряд укрепился к доллару, евро и юаню и незначительно подешевел к российскому рублю. Это может быть связано с изменением поведения физических лиц. По данным Национального банка РБ, в феврале физ.лица продали валюты больше, чем купили, на 168 млн. долларов, хотя перед этим они были чистыми покупателями валюты на протяжении четырех месяцев подряд. Изменение поведения населения могла быть вызвано ростом спроса на приобретение товаров на внутреннем рынке. В первую очередь, это касается легковых автомобилей, которых в феврале физ.лица приобрели у компаний, входящих в Белорусскую автомобильную ассоциацию, больше, чем в январе, на 32%, то есть 2 699 штук. Не исключено, что это объясняется ожиданиями увеличения цен на новые автомобили в связи с их прогнозируемым ростом в России с 1 апреля. Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
Повышены ставки утильсбора в Беларуси
20 марта в Беларуси официально опубликовали постановление правительства от 18.03.2024 № 185, которое вносит существенные изменения в действующие в нашей стране ставки утилизационного сбора на транспортные средства и специализированную технику. В соответствии с документом, в перечнях видов и категорий транспорта, на который распространяется утилизационный сбор, теперь только два типа – авто возрастом до 3-х лет и более 3-х лет с даты выпуска (ранее вместо последней категории присутствовали «от 3 до 7 лет» и «более 7 лет»). Соответственно для физических лиц, которые приобретают за рубежом и ввозят в республику легковые автомобили старше семи лет для личного пользования, новое постановление даже сыграло на руку. Отныне им придется платить утильсбор на таможне в меньшем количестве: если раньше это было 1225,1 белорусских рублей, то теперь – 816,7 рублей, поскольку категории "более 7 лет" в новом документе уже нет. Для юридических лиц ставки утильсбора решено было увеличить в среднем в 2-4 раза: - с объемом двигателя не более 1000 куб. см – 3 145,69 рублей (до трех лет) и 8 026,93 рубля (более трех лет). Ранее эти ставки составляли 1 652,2 и 5 771,7 рублей соответственно, - с объемом двигателя свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см – 11 645,24 рублей (до трех лет) и 20 485,71 рублей (более трех лет). Прежние ставки – 6 115,2 и 8 995,1 рублей соответственно, - с объемом двигателя свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см – 32 727,55 рублей (до трех лет) и 49 548,46 рублей (более трех лет), - с объемом двигателя свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см – 37 577,8 рублей (до трех лет) и 57 528,9 рублей (более трех лет), свыше 3500 куб. см – 47 851,65 рублей (до трех лет) и 62 906,01 рублей (более трех лет). На самоходные машины (грейдеры, бульдозеры, экскаваторы, краны, погрузчики и т.д.) ставки утилизационного сбора также обновились – их также подняли в несколько раз. В то же время для физических лиц изменений не произошло – тарифы остались на прежнем уровне. Изменения должны вступить в силу через 10 дней после официального опубликования постановления. Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
Автостатистика
Белстат привел статистику по количеству автомобилей, находящихся в собственности граждан и организаций. Данные приведены за 2022 и 2023 годы, но и этого достаточно для понимания некоторых тенденций. Резко увеличилось количество электромобилей в собственности организаций: в 2022 году их было всего лишь 166, в 2023-м стало 1297. В личном пользовании электрокаров также стало больше, но рост в данном случае почти двукратный — с 3469 до 6413 машин. Среди регионов по числу транспорта лидирует Минская область, но впереди все равно Минск, где, например, за 2022 и 2023 годы в организациях было зарегистрировано 36 764 и 38 167 легковых автомобилей, в личном пользовании — 615 711 и 619 863.Брестская область уверенно удерживает 3 позицию по количеству легковых автомобилей как в личном пользовании, так и в принадлежащих ррганизациям. Соответственно в 2023 году 462025 и 18.969 штук. Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
Как повышение утильсбора отразится на стоимости авто в стране?
По итогам прошлого года 72% всех продаж среди дилеров — членов БАА приходится на продукцию отечественного «БЕЛДЖИ». Его изменения ставок никак не касаются. Более того, размер утильсбора на машины, ввозимые с территорий государств — членов Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Армения, Кыргызстан), вне зависимости от рабочего объёма двигателя также остался прежним (544,5 руб. — за авто до трёх лет и 816,7 руб. — старше трёх лет). При этом не имеет значения, производятся они в указанных странах либо реэкспортируются к нам через их территорию. Тем самым ни для физических лиц, ни для производимых в Беларуси автомобилей, ни для машин, ввозимых из ЕАЭС, никаких изменений нет. Повышение ставок утильсбора серьёзно отразится только на ценах авто, которые попадают к нам из-за пределов Евразийского экономического союза. Опять же, исключительно тех, что ввозятся юридическими лицами, — отметил Сергей Варивода, глава Белорусской автомобильной ассоциации. Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
В ЕАЭС перенесены сроки вступления в силу 14 документов
Коллегия Европейской Экономической комиссии вновь изменила срок вступления в силу целого ряда Решений, касающихся заполнения транзитной декларации, декларации на товары, а также применения структур и форматов отдельных таможенных документов с 1 апреля 2024 года на 1 апреля 2025 года. Срок вступления в силу сразу нескольких решений ЕЭК перенесен на 1 апреля 2025 года. Перенос сроков вступления в действие сразу четарнадцати Решений связан с необходимостью доработки информационных систем и исключением возможных негативных последствий для бизнеса, в том числе задержек при проведении таможенных операций, сообщает Коллегия Евразийской экономической комиссии. Во всех этих документах изменен срок вступления в силу сразу на год. Ранее предполагалось, что все эти документы вступят в силу с 1 октября 2023 года. Однако сроки в отношении решений целиком или их отдельных пунктов были перенесены на 1 апреля 2024 года Решением Коллегии ЕЭК от 27.09.2023 N 146 "О внесении изменений в некоторые решения Коллегии ЕЭК" по тем же причинам. Теперь сроки переносятся еще на год - до 1 апреля 2025 года. Речь идет о следующих решениях Коллегии ЕЭК: 1. Решение Коллегии ЕЭК от 30.05.2023 г. N 73 "Об утверждении формы транзитной декларации и порядка ее заполнения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии ЕЭК." 2. Решение Коллегии ЕЭК от 30.05.2023 г. N 74 "О структуре и формате транзитной декларации и внесении изменений в некоторые решения Коллегии ЕЭК" слова "с 1 октября 2023 г." 3. Решение Коллегии ЕЭК от 30.05.2023 г. N 75 "О структуре и формате декларации на товары и корректировки декларации на товары и внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и Коллегии ЕЭК". Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале 4. Решение Коллегии ЕЭК от 30.05.2023 г. N 76 "О внесении изменений в структуру и формат декларации таможенной стоимости". 5. Решение Коллегии ЕЭК от 30.05.2023 г. N 77 "О признании утратившими силу некоторых решений Коллегии Евразийской экономической комиссии". 6. Решение Коллегии ЕЭК от 20.06.2023 г. N 82 "О внесении изменений в Порядок заполнения декларации на товары". 7. Решение Коллегии ЕЭК от 05.07.2023 г. N 88 "О внесении изменений в Порядок заполнения декларации на товары". 8. Решение Коллегии ЕЭК от 18.07.2023 г. N 107 "О внесении изменений в Порядок заполнения декларации на товары". 9. Решение Коллегии ЕЭК от 15.08.2023 г. N 115 "О внесении изменений в структуру и формат предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом". 10. Решение Коллегии ЕЭК от 15.08.2023 г. N 116 "О внесении изменений в структуру и формат предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом". 11. Решение Коллегии ЕЭК от 15.08.2023 г. N 117 "О внесении изменений в структуру и формат предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС воздушным транспортом". 12. Решение Коллегии ЕЭК от 15.08.2023 г. N 118 "О внесении изменений в структуру и формат предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС железнодорожным транспортом". 13. Решение Коллегии ЕЭК от 22.08.2023 г. N 124 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378". 14. Решение Коллегии ЕЭК от 28.08.2023 г. N 132 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378".
Электромобиль или нет?
Белорусские автомобилисты столкнулись с проблемой постановки на "зеленые номера" т.н. гибридного электромобиля с бензогенератором Voyan. Некоторым автовладельцам в ЭПТС «Белтаможсервис» указал, что данный автомобиль не является электромобилем. Госстандарт рассмотрел обращение официального дилера Voyan (ООО "Автопромсервис") и сделал разъяснение для испытательных лабораторий: "В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 №92 "О стимулировании использования электромобилей" электромобили - транспортные средства категорий M, MG, N, NG, проводимые в движение исключительно электрическим двигателем. В соответствии с пунктом 3.7 государственного стандарта Республики Беларусь ГОСТ 34695.21-1-2020 (IEC 61851-21-1:2017) "Система зарядки электрических транспортных средств проводная" электромобиль, это автомобильное транспортное средство, приводимое в движение исключительно электромеханическим преобразователем энергии, имеющее собственную перезаряжаемую автономную систему хранения электроэнергии, заряжаемую с помощью внешнего источника электроэнергии, а также автомобильное транспортное средство с комбинированной энергоустановкой, где двигатель внутреннего сгорания используется в составе генераторной установки и не имеет механической связи с трансмиссией. Также в соответствии с п.6 ТР ТС 018/2011 "гибридное транспортное средство" - ТС, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение ТС. Таким образом, в случае, когда в транспортном средстве двигатель внутреннего сгорания используется в составе генераторной установки и не имеет механической связи с трансмиссией, и это ТС приводится в движение исключительно электрическим двигателем, то такое ТС является электромобилем. Исходя из изложенного, при оформлении заключения об оценке единичных транспортных средств, на транспортные средства, подпадающие под определения, приведенные в Указе Президента Республики Беларусь и ГОСТ 34695.21-1-2020 (IEC 61851-21-1:2017) в отношении электромобиля, в строке "Экологический класс" указывается экологический класс двигателя внутреннего сгорания для подзарядки силовых батарей. При этом в таблице "Общие характеристики ТС" в строке "Описание гибридного ТС" ставится прочерк, а описание электромобиля указывается в поле "Дополнительная информация". Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
Изменение в процедуру техосмотра
В Беларуси появилось новшество в прохождении процедуры техосмотра. Для получения разрешения на допуск к участию в дорожном движении теперь необходимо заполнить заявление. Соответствующее постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь №14 опубликовано 10 апреля на Национальном правовом интернет-портале. Согласно документу установлена форма заявления на выдачу разрешения на допуск транспортного средства (за исключением колёсных тракторов, прицепов, полуприцепов к ним) к участию в дорожном движении. В заявлении потребуется указать полное имя того, кто осуществляет процедуру прохождения техосмотра, VIN и сведения о ТС Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале
О взаимном признании водительских удостоверений в РБ и ОАЭ
Депутаты на заседании первой сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект "О ратификации Меморандума о взаимопонимании между правительством Республики Беларусь и правительством Объединенных Арабских Эмиратов по вопросам взаимного признания и обмена водительских удостоверений". Меморандум закрепляет обязательство сторон по взаимному признанию водительских удостоверений, выдаваемых на территории другой стороны. Таким образом, граждане Беларуси - владельцы водительских удостоверений категории В, прибывающие в Объединенные Арабские Эмираты в целях, отличных от целей постоянного проживания (например туризм или трудовая деятельность по временным договорам и контрактам), могут использовать свои водительские права для вождения автомобилей в ОАЭ. При наличии разрешения на постоянное проживание граждане двух стран получают возможность при соблюдении ряда условий обменять водительские права без сдачи теоретических и практических испытаний. Условия следующие: - наличие у заявителя действительного вида на жительство, действительного водительского удостоверения установленного образца, официально заверенного перевода водительского удостоверения; - соответствие заявителя требованиям о минимально необходимом возрасте, установленном обеими сторонами; - выполнение обязанности пройти обязательное медицинское освидетельствование в государстве, в котором осуществляется обмен. При этом заявитель сохраняет своё национальное водительское удостоверение. Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале